| |||
Детство и юность Рональд Падавона родился 10 июля 1942 года в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, США, в семье итальянских иммигрантов Пэта (Пэтси) и Анны Падавона (англ. Pat & Anna Padavona), но вырос в Кортленде Нью-Йорк, где работал его отец. Семья Падавона была верующей, и Ронни рос под влиянием католической религии, но убеждённым католиком так и не стал. В детстве главными увлечениями Ронни были книги, спорт и музыка. Он любил читать романы Вальтера Скотта, легенды о короле Артуре и научную фантастику. Мальчик мечтал стать бейсболистом, и однажды попросил у отца купить ему биту. Но отец хотел, чтобы Ронни получил музыкальное образование и принёс в дом трубу. На следующий день после этого начались каждодневные музыкальные уроки Ронни, которые длились по четыре часа. В скором времени мальчик бросил игру на трубе. Спустя годы он объяснял своё решение следующим образом: «Труба — довольно простой инструмент, так что в итоге мне просто стало скучно. А ещё я был бы просто одним из многих трубачей. Не хотелось быть винтиком в механизме. К счастью, я открыл для себя рок-н-ролл». Петь Ронни начал в семь лет: по принуждению отца он исполнял ведущую партию в церковном хоре. Начало творческого пути. В старших классах школы в 1957 году Ронни вместе с гитаристом Ником Пэнтасом и барабанщиком Томми Роджерсом основал группу The Vegas Kings. Сначала он занял место бас-гитариста и играл на трубе, но спустя некоторое время начал исполнять и вокальные партии. Группа дважды сменила своё название, сначала на Ronnie & The Rumblers, а после на Ronnie And The Red Caps. В начале 1960-х годов Ронни взял себе псевдоним «Дио» по имени одного из членов мафиозной группировки в Америке, которого звали Джонни Дио. «Dio» в переводе с итальянского означает «Бог». Сам музыкант так объяснял происхождение псевдонима: «Моя настоящая фамилия была слишком длинной и экзотической. Нужно было что-то запоминающееся. Я хотел, чтобы псевдоним отражал моё итальянское происхождение и выбрал фамилию одного из боссов мафии — Джонни Дио. Не для того, чтобы нажиться на дурной славе, а потому что она была короткой и била в яблочко». В это же время Дио сосредоточился исключительно на вокале, а Ronnie And The Red Caps переименовались в Ronnie Dio & The Prophets. Под этим названием группа выпустила несколько синглов и один альбом — Dio At Domino’s'. В сентябре 1967 года, после появления в группе нового клавишника, она была переименована в The Electric Elves (позднее — The Elves). В 1970 году участники коллектива попали в автокатострофу, в которой погиб гитарист Ник Пэнтас. После этого Ронни и двое его соратников меняют название коллектива на Elf. В январе 1972 года на одном из их выступлений побывали участники Deep Purple Роджер Гловер и Ян Пейс. Им понравилась молодая группа, и в 1972 году Elf выпустил свой одноимённый дебютный альбом, спродюсированный Яном и Роджером. По словам Ронни Дио, это было чудом: «Было просто замечательно находится рядом с ними. Всё прошло очень быстро: я играл на басу, и почти всё мы делали вживую. Остальные музыканты вступали, и я начинал играть и петь одновременно…Мы были достаточно подготовлены, группа была хорошей. Мы долго играли вместе и вместе выросли, поэтому мы просто начали запись и „бац“: она уже закончилась. Получился по-настоящему хороший альбом, и создавали мы его с удовольствием». Группа также начала давать выступления на разогреве у Deep Purple, а в 1974 году Дио принял участие в сольном проекте Роджера Гловера под названием The Butterfly Ball. Карьера в Rainbow В 1975 году Ричи Блэкмор ушёл из Deep Purple и на основе группы Elf создал Rainbow. Роджер Гловер также планировал включить Дио в свою группу, и тот даже дал своё согласие, но потом решил выбрать Блэкмора. В Rainbow Ронни Дио был вокалистом, одним из основных композиторов и писал тексты песен. Однако, если в Elf он был безоговорочным лидером, то в Rainbow таковым был Ричи Блэкмор. Однажды гитарист предложил Дио использовать его среднее имя Джеймс, и тот согласился. Так родилось его полное сценическое имя: Ронни Джеймс Дио. Первый альбом Ritchie Blackmore's Rainbow был выпущен в 1975 году. После того как альбом был записан, Ричи Блэкмор уволил из группы всех, кроме Дио. В новом составе Rainbow записали второй студийный альбом Rising, который вышел в 1976 году и занял шестое место в чартах Великобритании. Rising часто называют лучшим альбомом Rainbow. Через год был издан концертный альбом On Stage, а в 1978 году — Long Live Rock 'n' Roll, после выхода которого Rainbow стали одной из самых успешных европейских групп. На всех этих альбомах Дио не играл ни на одном музыкальном инструменте, но известно, что помимо текстов, он сочинял музыку и участвовал в аранжировках всех песен. Вокалист был счастлив работать в группе:"Группа была основана мной и Ричи с определённой задумкой. Мы оба любили один жанр музыки — классику, оба мы были почитателями Баха, в этом мы были похожи. Мы по-настоящему любили рок-н-ролл. Deep Purple были для меня любимой группой на свете, а Ричи был моим героем." Ричи Блэкмор тоже был очень доволен потенциалом Дио: по его словам, когда он впервые услышал вокалиста, то у него «по спине забегали мурашки». Также гитарист говорил, что ему не приходилось ничего объяснять, так как Ронни делал всё, как нужно. Однако после выхода Long Live Rock 'n' Roll Блэкмор под давлением лэйбла решил сменить направление группы к мейнстриму, что очень не понравилось Дио. К тому же вокалисту надоело всегда находиться в тени легендарного Ричи, и в 1979 году он покинул Rainbow: «для меня всегда было удовольствием играть с Ричи, но делать музыку, которую он планировал, не стало бы для меня таковым; он хотел стать поп-артистом и писать песни о любви, а я этим не занимаюсь». Участие в Black Sabbath Как раз в это время Black Sabbath расстались с Оззи Осборном, и место вокалиста в группе оставалось вакантным. В 1980 году его занимает Ронни Джеймс Дио, и в первую же ночь его появления в новой группе проходит репетиция, в процессе которой рождается песня «Children of the Sea». Ранее все тексты в группе писал басист Гизер Батлер, а теперь это стал делать только Дио. Ронни очень удачно вписался в новый коллектив: его фэнтезийный стиль написания песен с образами драконов, мечей, волшебников и замков пришёлся как нельзя кстати к звучанию Black Sabbath. Также, по словам гитариста Тони Айомми, появление Ронни позволило группе открыть новые горизонты в музыке и изменить ритмику. Сам вокалист сказал, что он сочинял мрачные тексты уже в Elf, но их было невозможно исполнять в стиле, в котором играл коллектив, в Rainbow он уже мог немного пофантазировать, и тексты стали чуть более «тёмными», а Black Sabbath стал для него той группой, в которой он мог делать то, что хочет: писать максимально мрачные песни. Обычно музыканты сочиняли вдвоём: Айомми и Дио с акустической гитарой, но иногда к ним присоединялись другие участники группы. Первый альбом с участием Дио, Heaven and Hell, имел огромный успех: занял девятое место в Великобритании, был продан тиражом свыше миллиона и подарил группе новое поколение фанов. На концертах Ронни исполнял не только свои композиции, но и те, которые ранее пел Осборн. "Я не волновался, потому что моя задача была не стать таким же как Оззи, а быть музыкантом, который писал песни к альбому Heaven and Hell и исполнял их. Невозможно заменить легенду…можно только самому попытаться стать ей." Второй альбом — Mob Rules, записанный в ноябре 1981 года, немного уступал предшественнику, но тем не менее имел успех: стал «золотым» в США и попал в двадцатку лучших в Великобритании. Но период Дио в Black Sabbath вошёл в историю рок-музыки не только качеством и популярностью альбомов: в это время вокалист ввёл в моду жест в виде «рогов» пальцами, который он часто показывал публике на концертах. Этот жест, названный «козой», стал неотъемлемой частью рок-концертов, а также приветствием для людей, слушающих тяжёлую музыку. По словам самого Дио, «козу» он увидел у своей бабушки, которая использовала его как часть суеверия, отводящего сглаз и нечистую силу, наподобие плевка через плечо. Демонстрация этого жеста в данном контексте в сочетании с мистическими текстами и тяжёлой музыкой Black Sabbath создавала особую атмосферу концертов. Однако стремительный взлёт Black Sabbath прервался в октябре 1982 года, когда Ронни Джеймс Дио и барабанщик Винни Апписи покинули группу. Причиной ухода стал конфликт, который произошёл после того, как звукорежиссёр обвинил их в проникновении на студию ночью и выведении себя в миксе на передний план во время записи концертного альбома Live Evil. Также раскол мог произойти из-за того, что старые участники группы, в отличие от новых, никогда не находили времени для общения с поклонниками. Сам Ронни говорил, что ссоры в студии были лишь поводом: музыканты виделись только на концертах и на студии, и в последнее время отношения между ними были натянутыми. Сольный проект Так или иначе, Ронни Джеймс Дио ушёл из Black Sabbath и вместе с Винни Апписи отправился в Англию, чтобы начать поиски музыкантов для будущей собственной группы. Вскоре они были найдены: первым из них стал коллега Дио по Rainbow — басист Джимми Бэйн, а вторым — молодой гитарист Вивиан Кэмпбелл. Интересно, что до появления в группе гитариста Ронни Джеймсу Дио приходилось на репетиции играть партии этого инструмента. Но вскоре музыканты начали репетировать вместе, и через некоторое время появились аранжировки к песням «Holy Diver» и «Don’t Talk to Strangers», и после чего дело пошло в гору. Упомянутые композиции вошли в первый альбом группы Dio Holy Diver, который занял 13-е место в британских чартах и 56-е в США. Критики высоко оценили альбом, и многие песни с него были признаны гимнами и классикой тяжёлого рока. Ронни Джеймс Дио был признан читателями журнала «Kerrang!» лучшим вокалистом, а его группа — лучшим новым коллективом 1983 года. Сам Дио в интервью 2005 года сказал, что из всего своего творчества он считает безупречными три альбома: Rising, Heaven and Hell и Holy Diver. Следующие два альбома — The Last in Line и Sacred Heart — также имели большой успех и отличались театрализованными концертами: в концепцию первого были положены египетские мотивы, а во время оформления сцены второго родилась идея огромного дракона, с которым борется Ронни Дио во время исполнения песни «Sacred Heart». Также в этот альбом, охарактеризованный Ронни как «мрачный в стиле Dio», вошла песня «Rock 'n' Roll Children», которую музыкант назвал своей любимой: «Она очень много для меня значит. Я написал эту песню с позиции человека, который в то время был моложе меня и любил, скажем, носить кожаные шмотки, в то время как сторонники мини-юбок, показывая на него пальцем, шептались: „Посмотри на этого отморозка!“. И это очень непросто переживать и переваривать внутри себя. Так что кто-то должен был написать песню о детях рок-н-ролла, о том, какие они. А мне это было хорошо известно. Они просто убежали от всего… Когда я исполняю эту песню, то всегда чувствую умиротворение. У тебя должна быть какая-то страсть к чему-либо. А это и есть моя страсть. Поэтому я так люблю эту песню». После этого начался небольшой спад популярности группы. Четвёртая студийная работа Dream Evil была воспринята неплохо, а следующий за ним Lock Up the Wolves занял самое низкое место в чартах по сравнению со своими предшественниками. К 1990 году Дио был единственным участником Dio из оригинального состава группы. Возвращение в Black Sabbath В 1991 году бывший коллега Ронни по Black Sabbath басист Гизер Батлер спросил у вокалиста разрешение прийти к нему на концерт, и тот ответил согласием при условии, если они вместе исполнят одну из их совместных композиций. 8 августа на концерте в поддержку Lock Up the Wolves в Миннеаполисе музыканты сыграли «Neon Knights», после этого попили пива и вспомнили прошлое в Black Sabbath. Так появилась идея воссоздать состав группы, работавший над Heaven and Hell и Mob Rules, которую с радостью поддержал гитарист Тони Айомми. Было решено, что группа запишет один альбом и после этого Дио уйдет в свой коллектив Dio, но после успеха Dehumanizer (1992 год), Ронни решил продолжить работу в коллективе. Однако во время тура в поддержку альбома участники снова стали сторониться друг-друга, и когда Дио узнал о том, что Black Sabbath не против выступить в одном из двух отделений концертов Оззи Осборна, он принял решение уйти: «Мы хотели снова поставить группу на ноги путём реформирования и сделать её особенной, и вдруг не с того ни с сего, мы собираемся играть в открывающей части концерта её экс-лидера! Также я знал, что когда закончится это шоу, они объявят о своём объединении, что и случилось!». Возвращение в Dio Ронни Джеймс Дио снова вернулся в Dio. В 1994 году был издан альбом Strange Highways. У группы возникли проблемы с издателем альбома, который не хотел поддерживать релиз. Размышляя о проблемах Strange Highways, Дио сказал, что альбом звучал слишком современно. Через два года группа Dio выпустила Angry Machines, в котором Ронни отошёл от средневековой тематики в сторону проблем современного мира. На этом альбоме поднимались многие темы, среди которых — несовершенство церкви, государства, родителей и проблема полов: «Я твёрдо верю в то, что мужчины находятся в опасности, вначале женщины ослепляют, а потом крадут все твои мечты». В 1998 году вышел Inferno: Last in Live — двухдисковое издание, в основу которого легли концертные записи 1996—1997 годов. В 1999 году Дио совместно с Ингви Мальмстином записал кавер-версию песни «Dream On» группы Aerosmith. В 2000 году появился на свет первый концептуальный альбом Дио - Magica. Сюжет альбома — фантастическая история о борьбе добра и зла: попытке жителей «Другого мира» захватить священную книгу и повелевать планетой. Каждая из композиций является неотъемлемой частью сюжета, а полную версию истории можно прочитать в буклете к диску или послушать её прочтение Ронни Дио. В новом тысячелетии Dio выпустили ещё два студийных альбома: Killing the Dragon (2002 год) и Master of the Moon (2004 год). Ронни Джеймс Дио рассказал, какой смысл он вкладывал в песню «Killing the Dragon»: «она о тех, кто творит зло, и о том, что делает мир, чтобы противостоять этому. В фэнтезийных рассказах драконы крали детей и скармливали их своему потомству. В первой части я пою, что кто-то украл ребёнка, вторая часть о жестоком феодальном лорде и третья — об „электрическом рабстве“». Второй упомянутый альбом, Master of the Moon, Дио назвал «самым тяжёлым после Dehumanizer». Также было выпущено два концертных альбома: Evil or Divine - Live in New York City (2005 год) и Holy Diver - Live (2006 год). В 2005 году вышел трибьют альбом Элису Куперу Welcome to the Nightmare: An All-Star Salute to Alice Cooper, на котором можно услышать исполнение песни «Welcome To My Nightmare» Ронни Джеймсом Дио. Несмотря на долгое существование группы и достаточно большой возраст Дио, в 2005 году вокалист дал понять, что его музыкальная карьера ещё не закончена: Dio — это группа, которая всегда была в отличной форме и гордится тем, что делает, получая при этом только лучшие оценки. И если наша музыка задевает у людей нужные струны, значит, всё в порядке. Ну, и тот факт, что мы много гастролируем, говорит о том, что мы живы. Мы выпускаем пластинки и постоянно выступаем. И это здорово! Heaven and Hell В 2006 году Дио воссоединился с участниками Black Sabbath Тони Айомми, Винни Апписи и Гизером Батлером в составе группы Heaven & Hell. Идея возобновить совместное творчество возникла после того, как музыкантам предложили записать несколько песен для диска The Dio Years: запись прошла очень легко, и все остались довольны друг-другом В августе 2007 года вышел концертный альбом Live from Radio City Music Hall, в который вошли две новые композиции: «The Devil Cried» и «Shadow of the Wind». Дио говорил, что после соединения музыканты начали испытывать удовольствие от работы друг с другом, и хотели показать миру то, что они ещё способны создавать новую музыку не хуже старой. 28 апреля 2009 года вышел альбом The Devil You Know. Летом 2008 года его запись проходила на студии Ронни Джеймса Дио. Первым синглом, записанным здесь стал «Bible Black»: «Когда начинаешь с такого блокбастера последующая работа становится легче, потому что уже есть некая мерка для остальных композиций», — прокомментировал Дио. После того, как все песни были готовы, группа отправилась в Уэльс на студию Rockfield, где до этого работала над Dehumanizer. Heaven and Hell потребовалось меньше трёх недель, чтобы закончить запись. По словам Дио, музыканты удивлённо смотрели друг на друга и спрашивали неужели работа завершена: «Мы просто хотели сделать одно дело хорошо и не пытались быть тем, кем мы не являемся». Обозреватель Allmusic называет The Devil You Know самым тяжёлым из всех альбомов этого состава музыкантов Летом в последней части мирового турне музыканты заболели: у Тони Айомми начались проблемы с пальцами, Винни Апписи вывихнул плечо, а Ронни начали мучать боли в желудке. Тогда было решено сделать перерыв для того, чтобы прийти в норму, но 25 ноября у Дио диагностировали рак желудка. Осенью 2009 года у Дио был диагностирован рак желудка. Первый этап химиотерапии, который музыканту проводили в клинике города Хьюстон, прошёл удачно. 12 марта 2010 года жена Дио — Вэнди, сообщила на официальном сайте, что завершены уже шесть этапов химиотерапии, и проведённые анализы показали улучшение. Появлявшиеся слухи о смерти Дио его жена и менеджер опровергала. Певец до последнего надеялся победить недуг и вернуться к концертной деятельности. Турне группы Heaven & Hell по Великобритании, запланированное на лето 2010 года, было отменено буквально за несколько дней до смерти фронтмена. 5 мая 2010 года Дио сказал свои последние слова поклонникам: Я хотел бы выразить свое большее разочарование тем, что Heaven & Hell вынуждены отменить летние выступления. Вэнди, мои доктора и я так упорно работали, чтобы они состоялись для всех вас, тех единственных, о ком мы всегда думаем, тех, для кого этот удар может стать разрушительным, но мы не допустим этого… С вашей бесконечной любовью и поддержкой, мы будем жить и процветать. Ещё будет много туров, много музыки, много жизни и ещё больше магии. |